Евгения СИМОНОВА: "Деревенские женщины не оставили равнодушными ни одного из русских писателей"  

Евгения Симонова для миллионов зрителей так и осталась принцессой из фильма "Обыкновенное чудо". Хотя она уже отметила свое 50-летие и даже стала бабушкой. Тем не менее, года актрису ничуть не изменили, она, как и известная ее героиня, искренна, благородна, открыта миру.

- Евгения, ваша судьба в театре сложилась более удачно, чем в кино. Все государственные награды, звание народной артистки России вам присуждались именно за спектакли. Почему не случилось такого же яркого романа с кинематографом?

- После одной удачной роли мало кому из актеров удается остаться в кино навсегда и играть на протяжении всей жизни одинаково ярко. С 30 до 40 лет я снималась много, но фильмы были не очень удачными. Модные режиссеры снимали других актрис. В кино я себя так и не почувствовала уверенной, осталась любителем. А в театре за себя отвечаю, могу быть лучше, хуже - такой, какой захочу. Хотя, должна признаться, кино мне в жизни очень помогало. В театр Маяковского я попала благодаря фильму "Афоня". Мне потом рассказывали, что тогдашний художественный руководитель театра Андрей Александрович Гончаров увидел меня в "Афоне" и был ко мне очень благосклонен. Он взял меня в театр, несмотря на то, что я скоро должна была родить. Не каждый режиссер решится взять актрису, которая неизвестно, когда вернется. Но Андрей Александрович сказал, что будет ждать. Я довольно быстро вышла на работу. Мне всегда было проще в театре, потому что никогда не нравилось собственное изображение на экране, почти все роли были не по душе, я видела несоответствие того, какой мне бы хотелось быть и того, что получилось.

- Фильм "Обыкновенное чудо" сделал вас популярной актрисой. А вам не досадно, что вас связывают, как правило, с одним фильмом?

- Я вынуждена его вспоминать без конца, о нем спрашивают всюду. Это, в самом деле, был замечательный фильм, в нем все гармонично совпало - и актеры, и режиссер. Снимали его быстро, компактно, в павильоне "Мосфильма", который постоянно был окутан дымом. Такой прием режиссер Марк Захаров придумал, чтобы кадры получились красивыми, так в дыму мы и провели полтора месяца. Но у меня были картины, которые значили для меня гораздо больше, хотя они стали не столь популярными. Например, "Рассказ неизвестного человека" Желякявичюса, экранизация произведений Чехова, где у меня была большая драматическая роль, а партнерами стали Тараторкин, Кайдановский, Людмила Зайцева. Потом снялась в фильме "26 дней из жизни Достоевского", где сыграла Анну Григорьевну Сниткину, - моим партнером был изумительный Солоницын. С Иннокентием Смоктуновским, Аллой Демидовой снималась в "Детях солнца". Еще раньше состоялась моя встреча с Леонидом Быковым в фильме "В бой идут одни старики".

- В последнее время у вас взаимоотношения с кино, кажется, возобновились?

- Я снялась в фильме "Дети Арбата". В первый съемочный день сильно волновалась - как правило, режиссер начинает с самого трудного эпизода. Это было свидание с сыном в тюрьме. То ли трагическая ситуация на меня давила, но я впала в транс. Не то чтобы играть, я даже говорила с трудом. У меня была такая паника, мы снимали в тюрьме на берегу Москвы-реки, я думала, пойду и утоплюсь. Мне было почти 50 лет, я столько времени занимаюсь этой профессией, но во время съемок показалось, что ничему не научилась. В "Детях Арбата" впервые снялся мой внук Алексей. Позже были и другие фильмы. Да можно сказать, что в кино у меня началась еще одна жизнь.

- В спектакле "Жизнь налаживается" вы играете с дочерью Зоей. А Зою каждую субботу мы видим в передаче "Умники и умницы" в обществе ведущего Юрия Вяземского, который приходится вам родным братом. Еще вы снялись в фильме своего мужа - режиссера Андрея Эшпая "Цветущий холм среди пустого поля" по пьесе опять же Юрия Вяземского. У вас просто семейный подряд какой-то!

- Режиссер спектакля Виталий Павлов предложил нам сыграть вместе с Зоей, поскольку в пьесе есть роли мамы и дочери. Я давно об этом мечтала. У нас с Зоей всегда был хороший контакт, она мне может рассказать о себе все и я ей. Так что на сцене у нас никакого соперничества, есть только взаимная поддержка. Что касается "Умников и умниц", у нас с братом так сложилось, что мы практически не общаемся, так что для Зои он просто работодатель.

Фильм "Цветущий холм…", в самом деле, создан по повести моего брата. Мне жаль, что он перестал заниматься беллетристикой, потому что у него очень оригинальные произведения, они не похожи ни на какие другие. Это я говорю не как сестра, а как ценитель хорошей литературы. Юрий пишет и философские книги. А его повесть и наш фильм рассказывает о том, как женщина всеми силами старается удержать уходящее чувство.

- Зрители хорошо помнят вашего мужа Александра Кайдановского. Судьба актеров, которые сыграли в "Сталкере", сложилась трагически. Причину многие объясняют роковым влиянием фильма. Вы с этим согласны?

- Многие умерли. Нет ни Гринько, ни Солоницына, ни Кайдановского, ни Тарковского, ни оператора Княжинского, ни второго оператора, который начинал снимать фильм. Я не думаю, что виной тому "Сталкер", актеры уходят, но уходят раньше, чем нам хотелось бы. Я знаю, как умирал Солоницын, у него был рак еще до съемок "Сталкера". У Саши Кайдановского было три инфаркта, и после второго он никак не изменил свою жизнь, не пошел ни на какие самоограничения, жил, не щадя себя. После первой попытки снять фильм у Тарковского был инфаркт, он всю зиму болел. На следующее лето снова начал снимать.

- Как вы считаете, роли накладывают отпечаток на артиста? Бывает же, что сыграл яркую личность, подпитался и сам стал другим человеком?

- Но не до такой степени. В театре Олега Табакова я играю в спектакле "Отец", где у меня, я бы сказала, антиженская роль. Она есть абсолютное зло, в бесконечной войне с мужем оказывается сильнее, и он умирает. Я даже хотела отказаться от роли, думала, что не найду в себе таких возможностей. Когда я прочитала пьесу, мне стало страшно. Но Олег Павлович мне сказал: "Знаешь, Женя, в человеке так много всего намешано, если покопаться, то можно кое-что найти". И я покопалась… Поняла, что эту женщину надо играть как страст-ного борца за лидерство, власть. И я в каждом ее поступке пыталась найти эту ее страсть, в конце концов, к своему ужасу, обнаружила, что мне это даже интересно и легко. Одна моя знакомая пришла на спектакль с цветами, так с цветами же и уехала домой. Потом позвонила, что не смогла вручить их мне. Это была самая высшая похвала. Поэтому я не думаю, что роли меняют характер, но они прибавляют знание.

- Вы одна из немногих актрис, которые не скрывают свой возраст. Это не маленькая женская уловка, чтобы все делали комплименты: "Как вы хорошо сохранились"?

- В пьесе Сомерсета Моэма "Круг" есть такая реплика: "Как этим актрисам удается оставаться молодыми? Наверное, потому, что играют разные роли". В этом, видимо, и есть некий актерский секрет. У сцены есть свои эффекты, свой обман. Но в "Детях Арбата" я выгляжу на все свои 50 лет, я специально отпускала седину. Недавно одна актриса меня спросила: "Ты что, сделала пластическую операцию?" Я говорю: "Нет". Вижу, сомневается, и я предложила ей посмотреть за ушами. Она, недолго думая, заглянула. Швов там нет. Специально я ничего не делаю, а кожа, как у молодой деревенской бабы. Женщина, как себя осознает, так она и выглядит. Хотя бабой, я, конечно, себя не ощущаю. Сейчас это слово почему-то приобрело негативный оттенок, женщины обижаются, когда их называют бабами. Раньше на селе всех привычно называли девками и бабами, так было принято, и не было никаких обид. Деревенские женщины не оставили равнодушными ни одного из русских писателей, "девки" и "бабы" воспеты во многих классических произведениях. Это потом горожане привнесли в сельскую лексику слова "девушка", женщина".

Для женщины очень важно суметь спокойно перейти из одного возраста в другой, потому что это неизбежно и ничего с этим не поделаешь. Для актрисы в этом есть свои определенные сложности, но все же нужно найти в себе силы признать, что эту борьбу нам не выиграть.
Беседовала Алсу ИДРИСОВА
Российская аграрная газета №33 (67)

Hosted by uCoz